МБОУ "СОШ №103"
г. Барнаул, Алтайский край
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №103" (МБОУ "СОШ №103") 

    МБОУ «СОШ №103» образована в 1923 году. Сегодня - это современное учебное заведение с высокопрофессиональным коллективом педагогов. 
    Обучение осуществляется в 2 смены, в очной форме. Реализуются Программы ФГОС внеурочной деятельности, дополнительные общеразвивающие Программы.

    История школы

    Школа 103 образована в 1923 году.

    Наша школа с 1923года по 1935 год.

    Все это время наша школа называлась 26 образцовая ФЗС имени Коминтерна (фабрично заводская семилетка). Во дворе школы была расположена мастерская, в которой ученики так же, как и сейчас учились токарному, слесарному, и столярному делу. С этих лет в школе хранится одна поделка учащихся: этажерка для книг. Она находится в кабинете директора школы. Ребята с увлечением занимались в этих мастерских, приобретали много полезных навыков. Большинство учащихся нашей школы того времени по окончании её сразу шли работать на производство. Многие из работников железнодорожного узла станции Барнаул являются учениками нашей школы тех лет. Учиться в то время было значительно труднее, чем сейчас, вследствие того, что в то время учебников было очень мало. По некоторым предметам на целый класс учащихся не приходилось более одного учебника. Ребята передавали такие учебники по очереди друг другу, добросовестно учили учебный материал и всегда были готовы к ответу. Оценки за ответы в то время были такие Хорошо удовлетворительно или «неудовлетворительно». Неудовлетворительных оценок было очень мало. Наша страна в то время начинала развивать свою промышленность. Весь наш город по ударному старался выполнить план первой пятилетки, затем второй. Все в то время выдвигали лозунг : « Выполним пятилетку в четыре года!» И все учащиеся нашей школы старались учиться лучше, чтобы все свои знания отдать после окончания школы на дело строительства социализма в нашей стране. Любимой общественной обязанностью наших комсомольцев того времени была работа в пионерском отряде. Эти комсомольцы, работая с детьми, полюбили педагогический труд. Многие из них стали впоследствии учителями. Среди них бывшие учащиеся нашей школы Ор Николаевич Михайлов, Агния Семеновна Мешкова, Павлина Васильевна Дудкевич, которые, став учителями давно уже работают в нашей школе , в которой они когда-то учились.

    • •

     

    Наша школа с 1936 года по 1941 год.

    С 1936 года наша школа стала именоваться так: 103я средняя школа Томской ж.д. В ней по-прежнему учились вместе мальчики и девочки. Оценки за ответы стали другие: «Отлично», «хорошо», «Посредственно», «Плохо», «Очень плохо». Политехнический труд в мастерской был отменен. Учащиеся работали только над общеобразовательными предметами, зато они стали еще более активными в общественном труде и кружковой работе. Особенно много в эти помогали предприятиям ж.д. транспорта, а из этих предприятий больше всего помощь оказывалась 18 дистанции пути, которая в эти годы постоянно ощущала недостаток рабочей силы. Ребята охотно участвовали в летних ремонтных работах, но особенно большую помощь оказывали зимой во время снежных заносов, а зимы тех лет были особенно снежными и вьюжными. Очень хорошо в это время работал драматический кружок школы, который имел большой актив. Кружковцы сами изготовляли декорации, костюмы. Особенно хорошо была поставлена пьеса «Черемыш— брат героя», которая ставилась несколько раз и в школе, и на клубной сцене. В то время в школе проводились ежемесячные линейки, на которых лучшему классу передавалось красное знамя. Все учащиеся упорно боролись за право получить это знамя, поэтому активных ребят в школе становилось всё больше и больше, и многим из них активная общественная деятельность в школе помогла во всей их дальнейшей деятельности. Например: Митя Баженов сейчас главный архитектор города Рубцовска, Женя Ершов стал машинистом-инструктором, Вадя Сазонов— начальник цеха завода Мехпрессов, Юра Пармёнов— помощник секретаря Алтайского Крайкома КПСС, Миша Жеребцов — художник Алтайского отделения художественного фонда, Вася Жеребцов — прораб «Алтайтрансстроя», из Лиды Куровской, которая любила в школе заниматься санитарной работой, получился хороший врач, из Гали Цицаревой— не плохой учитель физики. Сколько можно привести подобных примеров? Очень многим учащимся за эти годы школа дала прочные знания, которые помогли им стать полезным нашему обществу.

    Наша школа с 1941 года по 1945 год.

    В сентябре 1941 года в старом здании нашей школы решили разместить госпиталь, а нам предложили в 24 часа освободить все комнаты. Помещение, которое нам предоставили, не могло вместить имущество школы, поэтому почти всё сложили в огромный сарай, находившийся во дворе школы, взяли с собой в основном парты, да учащиеся на руках перенесли приборы по физике. На другой день по невыясненным причинам этот сарай сгорел, и мы перешли в новое неприспособленное здание без большей части своего оборудования. Нам дали два здания: общежитие дистанции пути и здание, где занимается сейчас ШРМ-8. Все классы были не удобны: учащиеся в свой класс должны были проходить через другой, одни были очень маленькие, другие чересчур большие. Зимой из-за низкой температуры часто занимались в пальто. Учебников и тетрадей было недостаточно. И вот в таких условиях школа неимоверно выросла по количеству учащихся, т.к. каждый день прибывали эвакуированные люди. До войны в школе никогда не было более 600 человек. Зимой 1941 года в школе пребывало до 1700 учащихся. Среди эвакуированных детей к нам приехала худенькая девочка Нина Савинова. Сейчас вы ей знаете как учительницу школы Нину Михайловну Голобокову.

    Занимались в три смены, некоторые классы доходили до 60 человек, делали тетради из обёрточной бумаги, несколько человек готовили урок по одному учебнику, в перемены буфетчица разносила по классам завтрак: 50 г. чёрного хлеба и 5 г. сахарного песку, менялись учителя, т.к. мужчины уходили на фронт, а их место занимали учительницы, эвакуированные в наш город. В это тяжёлое время ребята учились очень прилежно, были очень активны в общественной работе.

    Наша школа послала более десяти тысяч подарков на фронт. Девочки вышивали кисеты, туда вкладывали туалетное мыло, одеколон, папиросы, спички, конфеты (всё это было большой редкостью), вязали варежки, перчатки, носки, делали носовые платки. В каждый подарок вкладывали тёплое письмо. В ответ в адрес школы с фронта шло много писем —треугольников, которые ребята коллективно читали и обсуждали.

    За годы войны наши учащиеся собрали, высушили и сдали в аптеку 100 кг разных лекарственных трав. Это тоже была наша помощь фронту. С самого начала войны колхозы были лишены основной рабочей силы, т.к. все люди—

    мужчины ушли на фронт. Правительство обратилось к школьникам с просьбой помочь колхозам выращивать и убирать хлеб, имевший большое значение в деле победы над врагом. Нашу школу в августе 1941 года направили в колхоз «Большевик» Калманского района. Ребята очень охотно поехали, не было ни одного случая отказа. Старательно делали непривычную и нелёгкую работу: косили и убирали сено, убирали рожь и пшеницу (даже приходилось жать серпами), помогали молотить хлеб. Руководство колхоза обратилась в горком партии с просьбой закрепить нашу школу за нами на все военное время. К 1943 году наша армия уже освободила много городов и сёл, оккупированных ранее врагом. На освобожденной территории всё было разрушено. Во всех колхозах были засеяны большие семенные участки, чтобы можно было послать семян в освобожденные районы. В колхозе «Большевик» семенной участок составлял 242 гектара. Нашим учащимся в колхозе доверяли и поручали прополоть его. Вследствие недостатка рабочих рук, участок сильно зарос полынью, осотом, молочаем и другими сорняками. Бригада наших учащихся, работая с утра до вечера, полола этот участок весь июль. 

    Жизнь школы с 1950 года по 1956 год.

    В 1950 году школа всё ещё находилась в здании нынешнего музыкального училища. В дни торжественных праздников коллектив учителей и учащихся с гордостью шли в колоннах демоне грантов. Их колонна была лучшей по оформлению: флаги, транспаранты, лозунги, яркие цветы. В школе был свой инструментальный оркестр, руководителями которого были учителя школы.    

    Школа 103 первая внесла предложение о ношении белого фартука. Учащиеся школы принимали активное участие в смотрах художественной самодеятельности, олимпиадах, выставках детского творчества. Ни один раз школа завоёвывала лидирующие места. Школа воспитывала людей действия. Она не ограничивалась только учебной работой. Утренники для малышей, вечера для старшеклассников, беседы на политические темы, читка газет, концерты, выпуск газет и журналов, выполнение в школьных мастерских заданий, - всё это находило жизненное дело для школы. Школа блестяще подготовила своих питомцев к жизни. Многие её выпускники стали ценными продолжателями дела своих любимых учителей, которых они до сих пор вспоминают с большой и искренней благодарностью.

    Хорошо в школе была поставлена работа по самоуправлению. Старосты были объединены советом старейших, который назывался старостат. Здесь решались вопросы успеваемости, посещаемости, активной жизненной позиции, которая направлялась на работу с пионерами. Это и конкурсы, соревнования по учёбе, утренники, встречи, совещания совета старейшин, где обменивались опытом работы. Все вопросы решал коллектив класса.

    Хорошо была поставлена работа по оказанию помощи отстающим ученикам. На фотографии мы видим ученицу Жеребцову Любу. Лучшая ученица по математике получила задание заниматься с отстающими девочками Фирсовой Нэллей и Урюмцевой Олесей. С этим поручением она отлично справлялась.

    С теплотой вспоминают выпускники уроки труда, которые сыграли немалую роль в выборе будущей профессии. С большой любовью выполняли ученики поделки в кабинете физики под руководством Александра Кузьмича Мотовилова.

    Большим событием в жизни школы явилось строительство школы 103 на улице Деповской. Школа строилась на огородах, вокруг не было ни одного большого дома. Школу строил трест Алтайтрансстрой. Строительство шло в трудных условиях, дороги были не асфальтированы и чтобы, привезти строительный материал, машины шли 3 дня. Улица Деповская была не здесь, она была несколько отодвинута. Были здесь улицы, которые теперь забыты (27 Января, Большая рабочая, Малая рабочая). Много труда в строительство школы вложил Недбай Борис Иванович( генерал), он много помогал как начальник строительства школе, приходил в 6ч. утра. Начальником стройки был Шкляров, Марк Васильевич Бахмуцкий - прорабом, Шаловалов Вениамин Петрович - мастером, Капелевич Израиль Наумович - инженером. Бригаду штукатуров возглавлял Иванов Виктор Михайлович. Бригадир плотников - Щербаков, плотником работал здесь Башков Иван Николаевич, участник Великой Отечественной войны. Стешенко возглавлял бригаду каменщиков, Доронин - бригаду штукатуров. Русак В. Н. был крановщиком. Все эти и многие другие строители построили и сдали школу к сентябрю 1955 года. Во время строительства школы большую помощь оказывали учащиеся, каждый должен был отработать 50 ч. в четверти, не снижая успеваемости, учащиеся выполняли подсобные работы: подносили стройматериалы, убирали территорию, мыли окна, панели, клеили плитки в туалетных комнатах, клеили паркет, разбирали доски по сортам, всё это входило в смотр конкурсов коллективов.

    В сентябре 1955 года прозвенел первый звонок, состоялось открытие школы. Большое внимание в школе уделялось развитию спорта. Спортивными мероприятиями были охвачены все ребята школы. Массовость спорта была направлена на оздоровление всех учащихся школы.

    Школьный радиоузел.

    Мотавилов Александр Кузьмич создал и возглавил работу радиоузла. В каждом классе была радиоточка. Учащиеся слушали радиолинейки, объявления, заочные встречи, практические занятия по физике. Активистами были Маздовский Женя, Власов Юра, Чернов Юра, Пчелинцев Женя, Подуровский Марат.

    Пионерский салют.

    Это движение пионерских дружин было направлено на создание в школе игротек, наглядных пособий, связь с детскими домами, детскими садами и конкурсы на лучшие поделки. Изготовление поделок, наглядных пособий использовалось для оснащения кабинетов.

    Из воспоминаний выпускницы школы Овсянниковой Ларисы Сергеевны (Нестеровой).

    Больше всего я почему- то всегда вспоминаю, как мы всем классом ходили куда-то работать, была ли это стройка на вокзале, или дом на проспекте Социалистический или закладка парка Юбилейного (на Потоке). Но я помню, что мы всегда с большим желанием, дружно выходили на эти работы. И как сейчас принято вспоминать нашу работу на строительстве железнодорожного вокзала. Мы радовались, что скоро в нашем городе будет новый вокзал, что мы ученики помогали рабочим. Мы очищали подвал, там где сейчас подземная камера хранения, и доверили даже делать кладку стен. С увлечением занимались ребята в химическом, физическом, биологическом кружках, овладевая новыми знаниями.

    1965год Школа всегда славилась своими учителями, мастерами педагогического труда, отдававшим детям весь жар своих сердец, энергию, жизненный опыт. Каржавин Иван Алексеевич щедро делился своим опытом с коллегами Актоновой М.Е., Махловой А.Г., Брылевой А.А., Протасовой А.И., Лукашевич А.А., Голобоковой Н.М., Козловой В.А., Мальковой Г.Н..

    Труд учителя - каждодневная трудная работа, требующая отдачи всех своих сил, но зато как радостно видеть своих питомцев, шагнувших в новую для себя жизнь.

    Лагерь труда и отдыха 1976год

    Учащиеся школы всегда с радостью откликались на все хорошие дела. Надо помочь совхозу в прополке и уборке овощей- и в школе создали лагерь труда и отдыха. Вместе с учителем школы Завьяловой Еленой Петровной, Каржавиным Иваном Алексеевичем, Сухановой Елизаветой Вячеславовной, Скотниковой Натальей Ивановной, Мальковой Галиной Николаевной ребята разбивали лагерь, ставили палатки, недалеко от полей совхоза «Санниковский». Пололи сахарную свеклу, капусту, убирали и отправляли в город лук. Весь день под жарким летним солнцем. А после работы ходили купаться на пруд, устраивали соревнования по футболу, волейболу. Вечером танцевали до упаду, часто под проливным дождем. Но настроение было прекрасное. Ночи стояли холодные , и в палатках укрывались всем чем можно, чтобы не замерзнуть. Готовили ребята сами, на костре. Совхоз дал лагерю для хозяйственных нужд лошадь, по кличке Майка, которую дружно учились запрягать. Поначалу были курьезы. Запрягли Майку, лошадь двинулась с места, а оглобли остались. То-то смеху было. Начальником лагеря была и Краева О.М. 1971г. Ребята под её руководством заработали деньги на строительство обелиска Зое Космодемьянской.

    Смотр песни и строя.

    Большое значение уделялось в школе воспитанию будущих защитников Родины. Ежегодно в День Советской Армии проводился смотр песни и строя. В жюри входили ветераны Великой Отечественной войны, старые коммунисты, лучший отряд, победитель смотра, выступал перед учителями и учащимися школы. В 1971 году командовал лучшим  отрядом- победителем Николай Бахмутский.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie